Прошедшей зимою нарисовал 25 набросков в альбоме, в котором каждый лист сделан из разных видов акварельной бумаги. Всего 25 листов - 25 видов разных бумаг. От недорогой отечественной Гознак, до целлюлозных импортных и до известных и популярных марок типа Fabriano и Arches. Размер каждого рисунка 21х16 см. Сюжет каждого рисунка примерно одинаков - это городской пейзаж с небольшим количеством архитектуры и с умеренным количеством флоры и фауны. Не слишком много деталей, но и не слишком упрощенно. Короче, этакий средний расклад объектов и пятен. Примерная одинаковость сюжетов нужна для более объективного сравнения различных видов бумаги.
Альбом называется Tango Aqua Book и выглядит следующим образом:
А ниже, собственно, 25 зарисованных страниц этого альбома с комментариями по каждому виду бумаги.
1. Гознак, 70% хлопка, крупнозернистая, 280г
Больше трех слоёв нежелательно - начнет грязнить. Непрочная. Малярную ленту снимаешь - можно оторвать полстраницы. Но зато легко снимать сухую краску. Царапать тоже надо аккуратно - иначе царапает катышками. Воду держит хорошо, сохнет не быстро и ровно.
2. Clairefontaine, Fontaine, 100% cotton, torchon, 300g
Сухой кистью легко делать красивую текстуру. Слоёв можно сколько угодно. Не грязнит. Процарапать можно самую тонкую линию. Но снимать краску непросто...
3. Daler Rowney, Langton, 0% cotton, satin, 300g
Можно нарисовать много мелких деталей на небольшом формате. Слои тоже принимает не грязно, но не надо много воды. Снимать краску чрезвычайно легко - можно вообще все смыть и нарисовать заново :) Царапать тонкую линию сложно. Под маску краска затекает и по факту маска закрывает меньше, чем кажется.
4. Daler Rowney, Aquafine, 0% cotton, fin, 300g
Елозить кисточкой нельзя - будет грязь! Зато снимать высохшую краску легко - по той же, видимо, причине. Маска непрочно ложится и также легко снимается. Зато края интересные...
5. Hahnemuhle, Burgund, 0% cotton, fin, 250g
Очень непрочная - рвётся малярной лентой. Слой можно положить только один - дальше будет грязь. Маску держит нормально, однако. Сохнет неравномерно и долго. Карандаш под краской легко стирается. Краска легко смывается.
6. Hahnemuhle, Venetto, 0% cotton, fin, 325g
Поверхность непрочная и чуть больше краски положишь - сразу грязь. Лучше в мокрую еще краску добавить густо пигмент, чем потом еще слоями крыть.
7. Hahnemuhle, Torchon, 0% cotton, fin, 275g
Впитывает воду довольно равномерно, без луж. И если даже в мокрую добавить краски и послоить, то грязь не образуется. Лифтинг и всяческое соскабливание легко дается, особенно по мокрому. Маска закрывает хорошо и под себя не пускает.
8. Hahnemuhle, Britannia, 0% cotton, rough, 300g
Размывки вполне монотонные. Мягкая и непрочная. Воду впитывает хорошо. В углублениях текстуры задерживается пигмент и может быть грязно, если краски много. Маску держит хорошо. Соскабливание дает почти белую линию, если это сделать вовремя :)
9. Hahnemuhle, Bamboo, 10% cotton, satin, 265g
Очень гладкая и практически без текстуры. Вокруг маски краска обрезает очень контрастный край и пятна выпрыгивают вперед. Два-три слоя максимум. Лифтинг и соскабливание делать очень просто.
10. Hahnemuhle, Cezanne, 100% cotton, rough, 300g
Впитывает воду равномерно и предсказуемо. Лессировки - просто чудо, образуют край с каёмочкой ). Слоев можно сделать сколько угодно. Сухая кисть вполне хорошо. Соскабливание не очень, либо я неправильно выбираю момент, либо до белого снять в принципе невозможно.
11. Lana, Aquarelle, 25% cotton, satin, 300g
Второй слой еще ничего, но третий уже грязнит. Очень легко снять краску (лифтинг или соскабливание). Маска держится хорошо и снимается также. Если немного размыть ранее положенную краску, то получится неплохая текстура.
12. Lana, Lanaquarelle, 100% cotton, satin, 300g
Бумага для педантов. Можно отрисовать каждый краешек с точностью до 0.1 мм. Слои принимает, но не слишком много. Краска снимается легко, даже сухая. Сухой кистью. работать смысла нет - текстура никакущая...
13. Lana, Lanaquarelle, 100% cotton, fin, 300g
Впитывает равномерно и предсказуемо. Соскоблить по еще сырому не смог :( - то ли не в тот момент, то ли это вообще невозможно. Слои - сколько угодно. Маска липнет и отходит прекрасно.
14. Lana, Lanaquarelle, 100% cotton, torchon, 300g
Вода входит и не выходит :). Очень хорошо держит воду и можно писать по мокрому уверенно и предсказуемо. Чтобы соскоблить нужен опыт именно с этой бумагой. Слоить - пожалуйста! Дает выразительные эффекты по краям. Сухая кисть очень работает.
15. Fabriano, Watercolour, 25% cotton, fin, 300g
Лессировки возможны, если не более трех слоев и не очень много воды. Легко снимается уже сухая краска. Карандаш стирается даже под краской. Текстура лучше всего проявляется под одним слоем. Сухая кисть работает, но только если очень сухая )
16. Fabriano, Artistico, 100% cotton, satin, 300g
Легко рисовать мелкие элементы, но "зуба" совсем нет и сухая кисть не работает. Снимать влажную краску можно. Сохнет равномерно. Слоить - ОК, но не очень много.
17. Fabriano, Artistico, 100% cotton, fin, 300g
Слои - сколько угодно. Соскоблить легко, если вовремя. Сухая кисть работает прекрасно. Эта бумага особенно хороша для больших форматов, а для таких набросков небольшого размера надо меньше деталей. Тонкий ровный край как на satin здесь получить сложно.
18. Canson, Montval, 0% cotton, fin, 300g
Бумага гладкая, но сухая кисть немного работает. Маску держит хорошо, даже мелкие брызги. Соскребать ОК, но надо вовремя. Слоить не надо особо. Провоцирует писать легко и свободно импровизировать )
19. Canson, Montval, 0% cotton, snowy grain, 270g
Грязнит уже в первом слое, если лишний раз мазнуть кисточкой. Соскабливается хорошо, если еще немного влажно. Сухая кисть не цепляет.
20. Canson, Moulin du Roy, 100% cotton, satin, 300g
Долго не сохнет, видимо плохо впитывает. Поэтому легко соскоблить еще сырую краску. Слоить можно - не грязнит. Текстура никакая, гладенькая.
21. Canson, Moulin du Roy, 100% cotton, fin, 300g
Вязкая бумага. Впитывает краску не очень - в результате краска лежит тонко на поверхности и не очень прозрачна. Снимается легко, и сухая и еще влажная.
22. Canson, Fontenay, 100% cotton, torchon, 300g
Впитывает и не отпускает воду, но зато есть много времени писать по мокрому. Сухая кисть работает как надо - на такой то текстуре! Соскабливать непросто. Если нужно оставить незакрашенные места, то лучше использовать маску - она ложится ровно и под себя не пускает.
23. Arches, 100% cotton, satin, 300g
Слоить можно много. Края точные, но не очень рваные, ровно как и сухая кисть. Соскабливание влажной краски не очен, а вот сухую снять легко.
24. Arches, 100% cotton, fin, 300g
Подходит для любого сюжета. Одинаково хорошо рисовать мелкие детали и большие пятна. Впрочем, что уж тут говорить - самая привычная бумага! )
25. Arches, 100% cotton, torchon, 300g
Впитывает воду равномерно и надолго. Сохнет предсказуемо и на еще мокрую бумагу можно добавлять густо краску, чтобы получить красивые переходы. Сухая кисть - идеально!