Пленэр-тур вокруг Онежского озера

9 сентября 2020

В конце двадцатого лета двадцать первого столетия мы с Мишей рванули на северный пленэр вокруг Онежского озера! В Валдае прикинули маршрут и поразились в очередной раз насколько "широка страна моя родная". Длина пути по оценке навигатора составила более двух тысяч километров!

Первым рисовальным пунктом нашего пути мы решили сделать Кириллов и его известный Кириллов-Белозерский монастырь. Только приехали и сразу же за кисточки.

Тучи над монастырём всегда добавят драматизма! Нам повезло - тучи были, а дождя не было и картинку таки удалось закончить :)

А потому тучи куда-то исчезли и мы решили заночевать в палатках. Старый географ Миша без труда, прямо по карте, находит место для ночёвки. Исключительно из теоретических предпосылок, никогда ранее не видев этого места вживую. Вот и для первой ночёвки сразу же нашел идеальное место со столом и скамейкой, вдалеке от дорог, на берегу озера.

На следующей день продолжили изучение Кирилловских достопримечательностей и опять нарисовали фрагмент монастыря. Не столько сама башня показалась интересной, сколько ее отражение в воде :)

Потом поехали в Ферапонтово. Это совсем недалеко от Кириллово. Там есть какие-то знаменитые фрески внутри монастыря, но я так и не успел их посмотреть. Зато посмотрел на сам монастырь с соседнего пригорка. Вот таким взглядом.

Вытегра. Родина! Встретила сына постоянным монотонным дождем в течение всех двух суток, которые мы там провели. Так и не удалось ничего нарисовать на пленэре. Зато пообщались с роднёй, погуляли, поделали фоток - позднее что-нибудь по этим фоткам нарисую. Видимо, таким образом родной город намекнул, что надо бы почаще приезжать...

Удалось порисовать в окрестностях Вытегры. Река Андома впадает в Онежское озеро и рядом с ее устьем есть небольшая рыбацкая база. Здесь всегда можно найти какой-нибудь пришвартованный к берегу кораблик и нарисовать его в полной тишине и одиночестве (Миша не в счет :))...

На берегу Онежского озера практически в любом месте можно остановиться на стоянку. В тех местах, где местные жители любят отдохнуть, чисто и уютно. В одном из таких мы и остановились по дороге на северное побережье озера, изрезанное фьордами.

Пока Миша готовил ужин, я быстренько намазал очередной пейзаж :)

В самом удаленном углу Заонежья есть село Великая Губа, а в нём старая деревянная церковь, которая особенно хорошо смотрится с соседнего полуострова. В этом месте нам реально повезло с погодой. Выглянуло солнце и стало совсем не по северному жарко.

А дальше случилось чудо. Мы совершенно не собирались в Кижи. Полагали, что добраться туда не просто и не хотели терять время на разработку логистики. Однако, в Великой Губе нашелся указатель на Кижи - прямо дорожный указатель, по которому якобы можно доехать до этой известной достопримечательности. Мы повелись и поехали. Из чистого любопытства. И действительно, оказалось что в Кижи ведет дорога! Причем отменного качества. Правда немного недостроенная, но это фигня. Ведёт она конечно не на сам остров, а непосредственную близость к нему - последние 700 метров надо преодолеть на лодке, что мы и сделали за тыщу рублей туда/обратно.

Попытка нарисовать этот уникальный храм в Кижах со всеми его архитектурными деталями была бы заведомо обречена на неудачу. Особенно на пленэре за один час. Поэтому храм получился призрачным, почти исчезающим. Таков он, видимо, на самом деле и есть! :)

На обратном пути была Старая Ладога. В ней сначала тоже была плохая погода, поэтому пришлось вместо акварели взять карандаш с блокнотом и порисовать наброски на коленке.

Немного распогодилось и мы таки поменяли карандаш на кисточки. Есть в селе Никольский мужской монастырь. Ходили мы, ходили вокруг этого монастыря и не нашли лучше места для рисования, чем вид на стену с заднего двора. Монастырь, конечно же, хорош и рисовать его не перерисовать с иных углов зрения. Но времени на пленэре всегда мало и надо найти лаконичный ракурс с игрой света и тени. Игра эта, прямо скажем, была непостоянной. Но в те минуты, когда светило солнце, стены к нему обращенные были светлее и ярче других - что и увековечилось на рисунке.

Закончился наш тур там же, где и начался - в Валдае. Вишенкой на "торте" стал контрольный пленэр с видом на Троицкий собор. Пришлось немного привести в порядок забор слева и подстричь газон, а сам собор с его розовыми стенами нарисовал как есть :)

Троицкий собор в Валдае, акварель, пейзаж