Художники во все времена рисовали по фотографиям

20 марта 2019

Даже тогда, когда фотографии еще не было, но уже существовали некие инструменты-прообразы будущей фотографии, например, в виде камеры-обскуры. Сейчас почти каждый художник в той или иной степени использует фотографию в своей практике. От тупо перерисовывания фоток до типа подсмотреть пару деталей. Большинство обывателей нехудожников считает, что рисовать по фото "не честно" или, вообще "недопустимо". В их глазах художественная ценность живописного произведения теряется, если им становится известно, что это произведение нарисовано/написано по фото.

Тем не менее, история использования фотографий художниками насчитывает уже несколько веков. Вот несколько примеров в случайном, не хронологическом порядке.

Норман Роквелл (США, 1894-1978)

Знаменитый американский иллюстратор, картинки которого можно было увидеть на обложках и внутри всех самых популярных журналов того времени. Реалист. Перерисовывал жизнь с фотографий. Почти как есть, с небольшим художественным акцентом. Причем, фотографировал не сам, а пользовался услугами профессиональных фотографов. Сюжеты преимущественно постановочные. Вот несколько примеров:

Источник: PetaPixel


Ян Вермеер (Нидерланды, 1632-1675)

Тогда еще не было фотографии, но была камера-обскура. Есть предположение, что Вермеер использовал такую камеру для написания своих картин. Внутри темной камеры, через маленькое отверстие, на противоположную к отверстию стенку проецировалось изображение постановочной сцены. Сама сцена располагалась в светлой комнате напротив отверстия. Через систему линз изображение выводилось на кальку и Вермеер, по сути, обводил это изображение на кальке красками темных тонов, делал этакий подмалёвок. Потом использовал такой рисунок в качестве основы, поверх которой уже писал красками законченную картину. 

О такой методике мастера говорят исследователи работ Вермеера. Они указываю в частности на особенности искажения пропорций, увеличенные в размерах объекты на переднем плане, отсутствие предварительного наброска (они это видят на рентгеновских снимках) - якобы, вот это все говорит о том, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Источник: The Guardian.

Ниже примеры работ Вермеера.


Импрессионисты (конец XIX - начало XX веков)

Эдгар Дега написал своих знаменитых "Голубых танцовщиц" использую несколько фотографий одной танцовщицы. Он (или его помощники) фотографировали танцовщицу в движении в разных позах. Затем художник выбрал наиболее интересные для его замысла фотографии и совместил их в замечательной динамической композиции.

Вот исходный фотоматериал:

Другие импрессионисты не отставали. Предполагается, что во многих своих сюжетах художники использовали в качестве ссылочного материала фотографии. Ниже несколько примеров.

Поль Гоген

Поль Сезан

Анри Тулуз-Лотрек

Винсент Ван Гог

Источник: миртесен 


Энди Уорхолл (США, 1928-1987)

Король поп-арта. Этот не просто не стеснялся использовать фото в своей художественной практике, но напротив, возвел это в статус методологии. Он использовал фотографии собственного производства, сделанные, как правило, на камеру Полароид (писк технической моды того времени), а также фотографии из газет и журналов. Переносил методом шелкографии эти фото на бумагу и тиражировал сотнями экземпляров. Известно множество портретов знаменитостей, изготовленных Уорхоллом таким методом.

Источник: artchive


Пикассо и Хохлова (1917)

Пабло Пикассо написал портрет своей жены Ольги Хохловой по фотографии. Сильно поменял задник, немного поменял выражение лица и позу. Но в целом все очень похоже.

Источник: picassolive


Современный подход

Хотите, я нарисую вашу кошку? Присылайте мне ее фотку и через пару минут я вам вышлю её портрет. Не знаю сколько стоит такая услуга у этого художника, но наверняка услуга не бесплатная. А от желающих увековечить домашнего любимца отбою нет. Вот примеры шедевров.

Источник: twizz


Несмотря на то, что фотография активно используется авторами художественных и "около того" произведений повсюду и всегда, многие авторы считают нужным скрывать это обстоятельство. Я не знаю почему. Видимо, где-то глубоко в художнике сидит ощущение ревности (если не ненависти) к фотографу, из-за того, что тому "пару раз щелкнуть", а мне "мазать несколько дней", чтобы закрасить того же размера поверхность.

Серёжа как-то подарил мне эти две картины маслом (см. ниже). Они метр на метр каждая. На них изображено знакомое нам до боли место вблизи мыса Великан на Сахалине. Серёжа купил их у сахалинского художника и спросил того, как же он сумел добраться с мольбертом и холстами в такое труднодоступное место, чтобы написать эти пейзажи? Художник ответил, что нет-нет, конечно же он туда добрался без холстов и мольберта, что он просто добрался туда и долго смотрел и запоминал, а потом в своей студии по памяти все это изобразил. Охренеть! Может Серёжа в это и поверил, а я нет. Там на картине каждый камушек на своем месте лежит.

И вот что ему, художнику, не позволило признаться, что он наделал кучу фоток на мысе, а потом дома их обработал, спланировал композицию, сделал пару набросков и, наконец, создал эти два шедевра?! :)