Как я продал своих картинок на полмиллиона за год

31 января 2019

Рублей, конечно. И если точно, то на 506 тысяч 274 рубля. А если честно, то не за год, а за 13 месяцев. Я начал вести учет проданных арт-продуктов с декабря 2017 года. Продавал и до этого, но не считал. Теперь считаю и вот итоги года.

Принято думать, что художники продают в основном оригиналы своих работ. Это не так. С оригиналов можно изготовлять печатные копии и продавать их существенно дешевле оригиналов. Можно делать различную сувенирную продукцию, в которой используются изображения: магниты, открытки, календари и т.д. Наконец, можно продавать файлы - сканированные в высоком разрешении картинки, которые покупатель в дальнейшем будет использовать для печати все той же сувенирной продукции или в качестве иллюстраций для публикации на своем сайте и т.п.

Все проданное за год я условно разделил на три категории:

Принты - сюда вошли всевозможные печатные продукты с использованием моих картинок: открытки и наборы открыток, почтовые карточки, магниты, календари (этих особенно много продавалось) и жикле-копии (высококачественная струйная печать на акварельной бумаге).

Оригиналы - собственно оригиналы работ в их единственном и неповторимом экземпляре.

Файлы - сканированные копии оригиналов.

Суммы продаж по этим трем категориям оказались такими:

Принты - 246 424 ₽

Оригиналы - 223 350 ₽

Файлы - 36 500 ₽

Таким образом, более половины всех продаж за год составили копии моих работ (принты + файлы). Это хороший результат, ведь копии возобновляются и масштабируются. Продать копий одной работы можно ровно столько, сколько раз ее захотят купить. Оригинал же можно продать только один раз.

Цены, по которым я продавал печатные копии, не высоки: от двадцати рублей за почтовую открытку, до тысячи рублей за календарь и до трех тысяч рублей за жикле-копию работы среднего формата (35х55мм), включая ее оформление в простую деревянную рамку с паспарту.

Оригиналы дороже. От пятисот рублей за маленький набросок, до пяти-восьми тысяч за работу среднего формата, опять же включая ее оформление в рамку. Исключением можно считать продажу на выставке Art Revolution Taipei (Тайвань), где моё "Штормовое предупреждение" купили за 750 евро (примерно 55 тысяч рублей). Но такие везения случаются не часто.

Файлов продал немного и их диапазон цен примерно как у принтов.

Кроме учета собственно продаж, я также учитывал стоимость основных затрат, связанных с данной продажей. Например, в цену оформленной жикле-копии входит стоимость ее изготовления (печати) плюс стоимость рамки. Основными затратами при продаже оригиналов были комиссионные продавцу (например, на выставках берут от 10 до 50 процентов от суммы продажи).Не основные затраты, которые невозможно привязать к конкретной работе, я не учитывал. Такими неосновными, на мой взгляд, являются затраты на материалы: краски, бумага, красное вино (а как без него рисовать!).

Если соотнести суммы продаж и суммы основных затрат по трем вышеупомянутым категориям, то получится такая таблица:

Продажи Затраты
Принты 246 424 ₽ 100 628 ₽ 41%
Оригиналы 223 350 ₽ 36 715 ₽ 16%
Файлы 36 500 ₽ 0 ₽ 0%
Итого 506 274 ₽ 137 343 ₽

Себестоимость принтов наиболее высока и составила более 40 процентов от суммы продаж. Основные затраты на оригиналы составили 16%. Файлы - ах, файлы... только их бы и продавал, покупали бы!

Продажи в течение года были совершенно неравномерны. На графике ниже столбики показывают суммы продаж по месяцам:

Невозможно предсказать когда и что у тебя захотят купить. Исключение составляет, возможно, только декабрь, когда все закупаются новогодними подарками. Если в это время напечатать календари на следующий год, то их точно купят, если суметь об этом громко сказать. Про свой опыт продажи календарей я недавно написал.

Лучше всего и больше всего у меня покупали люди, которые и раньше уже что-то покупали. Арт-рынок, видимо, по сути таков - он держится на возвращающихся клиентах. Еще лучше, если этот клиент корпоративный - организация или бизнес, который нуждается в картинках (повесить на стену, дарить партнерам, вставить иллюстрацию на сайт). Корпоративный клиент закажет больше и чаще, чем средний частный почитатель.

Акварель для меня это не бизнес и не заработок. Это хобби. Я никогда не рассматривал свои художества как источник дохода. Но поскольку таковые доходы начинают появляться, то я все больше задумываюсь над тем, как поставить свои художественные увлечения на коммерческие рельсы. Если у меня покупают мои работы, то у меня появляется больше стимулов и мотивов творить дальше. Если купили - значит им это надо, значит твой творческий продукт кому-то оказался нужен. А это вдохновляет.