Вот такую загогулину закрутили с Мишей в середине августа сего года.
Основная задача была провести мастер-класс в Кенозерском национальном парке (д. Вершинино Архангельской области). Мастер-класс успешно провели, так не возвращаться же тем же путём! Вот и проложили обратный маршрут чуть ли не через Архангельск, затем вверх по Северной Двине до Великого Устюга и обратно домой через Тотьму и Вологду.
По дороге туда никак нельзя проехать мимо Кириллова. А там, прямо на въезде в город, открывается до боли знакомый вид на монастырь с небольшого мыса на берегу озера, прямо у дороги. Удивительно, что в этом месте еще никто не построил себе дом.
Затем заехали в Ферапонтов монастырь. Уже когда-то в этих местах были, но тогдашний ракурс не зашёл. А нынче нашли отличное место, где туристы мало шастают и где уютненько можно расположиться на деревянных мостках, практически прямо на воде.
Дорога в Вершинино идет вдоль реки Кена и уже тут полно сюжетов. Просто съезжаешь с дороги в ближайший огород и рисуй то, что видишь на противоположном берегу.
На самом Кенозере есть много чего порисовать. Вода кругом, а на воде лодки. Дома старые деревянные без заборов из профнастила. Куда не взгляни — всюду сюжет.
На этом судне мы объехали Кенозеро от самых южных до самых северных берегов. Это старая советская «Заря», которая когда-то ходила по Оке и, наверно, по всем прочим рекам и озёрам страны, а сегодня осталась в единичных экземплярах в специальных местах.
Показал капитану «Зари» этот набросок, а он и говорит: подари его нам! Куда тут деваться — пришлось вырвать листок из блокнота )
Кенозеро имеет сильно изрезанную береговую линию. Есть версия, что само название произошло от фино-угорского «кен» или «кена», что переводится как «кривой». Это похоже на правду и это большое преимущество для художника. Всюду можно найти такое место, где на заднем плане будет какой-нибудь фрагмент суши. Не за километр в туманной дымке, а относительно близко. Этакий ближний дальний план.
Из Кенозерья через Плесецк до Северной Двины — тут места совсем дикие, лесом поросшие, местами болота. Может и есть что нарисовать, но надо искать. Но зато на самой Северной Двине почти ничего искать не надо. Выезжаешь с главной дороги на дороги деревенские, поближе к реке, и будет тебе сюжетов не меньше чем на Кенозере. И не только сюжетов, а уютных мест для стоянки с палаткой тоже полно. В одном из таких и расположились.
Город Котлас оказался ни о чём. Думали, заедем, найдем видок, попленэрим. Прогулялись по городу, ничего не нашли и двинули скорее в Великий Устюг, на родину Деда Мороза. Здесь с видами оказалось поинтереснее.
Река Сухона вполне могла бы называться Северной Двиной. Впрочем, первая во вторую превращается как раз примерно в этом месте. Любопытно, что некоторые реки, по сути, меняют свои названия, перетекая из одной территории в другую. Да что там говорить, достаточно вспомнить про Западную Двину, которая превращается в Даугаву :)
Мы говорим «Великий Устюг» — подразумеваем «Дед Мороз». Так повелось с начала века, по инициативе тогдашнего мера Москвы Лужкова (странно, что и здесь Москва засветилась).
Восточную часть Вологодской области называют Русской Швейцарией. Впрочем, «русских швейцарий» в России как «собак нерезаных». Ко всему что покрасивше у нас приклеивают какую-нибудь европейскую приставку. Рельеф этой часть Вологодчины изрезан глубокими оврагами с каменистыми ручьями внизу и довольно открытыми склонами, на которых местами расположились живописные деревушки. А столицей этой территории считается Тотьма.
Возвращаясь в Москву, невозможно проехать мимо Вологды.
А вернувшись в Москву, невозможно не посмотреть на спидометр.
Итого: 3432 километра!
Все картинки этого путешествия смотрите в альбоме.