25 видов акварельной бумаги

31 марта 2018

Прошедшей зимою нарисовал 25 набросков в альбоме, в котором каждый лист сделан из разных видов акварельной бумаги. Всего 25 листов - 25 видов разных бумаг. От недорогой отечественной Гознак, до целлюлозных импортных и до известных и популярных марок типа Fabriano и Arches. Размер каждого рисунка 21х16 см. Сюжет каждого рисунка примерно одинаков - это городской пейзаж с небольшим количеством архитектуры и с умеренным количеством флоры и фауны. Не слишком много деталей, но и не слишком упрощенно. Короче, этакий средний расклад объектов и пятен. Примерная одинаковость сюжетов нужна для более объективного сравнения различных видов бумаги. 

Альбом называется Tango Aqua Book и выглядит следующим образом:

А ниже, собственно, 25 зарисованных страниц этого альбома с комментариями по каждому виду бумаги.

1. Гознак, 70% хлопка, крупнозернистая, 280г

Больше трех слоёв нежелательно - начнет грязнить. Непрочная. Малярную ленту снимаешь - можно оторвать полстраницы. Но зато легко снимать сухую краску. Царапать тоже надо аккуратно - иначе царапает катышками. Воду держит хорошо, сохнет не быстро и ровно.

2. Clairefontaine, Fontaine, 100% cotton, torchon, 300g

Сухой кистью легко делать красивую текстуру. Слоёв можно сколько угодно. Не грязнит. Процарапать можно самую тонкую линию. Но снимать краску непросто...

3. Daler Rowney, Langton, 0% cotton, satin, 300g

Можно нарисовать много мелких деталей на небольшом формате. Слои тоже принимает не грязно, но не надо много воды. Снимать краску чрезвычайно легко - можно вообще все смыть и нарисовать заново :) Царапать тонкую линию сложно. Под маску краска затекает и по факту маска закрывает меньше, чем кажется.

4. Daler Rowney, Aquafine, 0% cotton, fin, 300g

Елозить кисточкой нельзя - будет грязь! Зато снимать высохшую краску легко - по той же, видимо, причине. Маска непрочно ложится и также легко снимается. Зато края интересные...

5. Hahnemuhle, Burgund, 0% cotton, fin, 250g

Очень непрочная - рвётся малярной лентой. Слой можно положить только один - дальше будет грязь. Маску держит нормально, однако. Сохнет неравномерно и долго. Карандаш под краской легко стирается. Краска легко смывается.

6. Hahnemuhle, Venetto, 0% cotton, fin, 325g

Поверхность непрочная и чуть больше краски положишь - сразу грязь. Лучше в мокрую еще краску добавить густо пигмент, чем потом еще слоями крыть.

7. Hahnemuhle, Torchon, 0% cotton, fin, 275g

Впитывает воду довольно равномерно, без луж. И если даже в мокрую добавить краски и послоить, то грязь не образуется. Лифтинг и всяческое соскабливание легко дается, особенно по мокрому. Маска закрывает хорошо и под себя не пускает.

8. Hahnemuhle, Britannia, 0% cotton, rough, 300g

Размывки вполне монотонные. Мягкая и непрочная. Воду впитывает хорошо. В углублениях текстуры задерживается пигмент и может быть грязно, если краски много. Маску держит хорошо. Соскабливание дает почти белую линию, если это сделать вовремя :)

9. Hahnemuhle, Bamboo, 10% cotton, satin, 265g

Очень гладкая и практически без текстуры. Вокруг маски краска обрезает очень контрастный край и пятна выпрыгивают вперед. Два-три слоя максимум. Лифтинг и соскабливание делать очень просто.

10. Hahnemuhle, Cezanne, 100% cotton, rough, 300g

Впитывает воду равномерно и предсказуемо. Лессировки - просто чудо, образуют край с каёмочкой ). Слоев можно сделать сколько угодно. Сухая кисть вполне хорошо. Соскабливание не очень, либо я неправильно выбираю момент, либо до белого снять в принципе невозможно.

11. Lana, Aquarelle, 25% cotton, satin, 300g

Второй слой еще ничего, но третий уже грязнит. Очень легко снять краску (лифтинг или соскабливание). Маска держится хорошо и снимается также. Если немного размыть ранее положенную краску, то получится неплохая текстура.

12. Lana, Lanaquarelle, 100% cotton, satin, 300g

Бумага для педантов. Можно отрисовать каждый краешек с точностью до 0.1 мм. Слои принимает, но не слишком много. Краска снимается легко, даже сухая. Сухой кистью. работать смысла нет - текстура никакущая...

13. Lana, Lanaquarelle, 100% cotton, fin, 300g

Впитывает равномерно и предсказуемо. Соскоблить по еще сырому не смог :( - то ли не в тот момент, то ли это вообще невозможно. Слои - сколько угодно. Маска липнет и отходит прекрасно.

14. Lana, Lanaquarelle, 100% cotton, torchon, 300g

Вода входит и не выходит :). Очень хорошо держит воду и можно писать по мокрому уверенно и предсказуемо. Чтобы соскоблить нужен опыт именно с этой бумагой. Слоить - пожалуйста! Дает выразительные эффекты по краям. Сухая кисть очень работает.

15. Fabriano, Watercolour, 25% cotton, fin, 300g

Лессировки возможны, если не более трех слоев и не очень много воды. Легко снимается уже сухая краска. Карандаш стирается даже под краской. Текстура лучше всего проявляется под одним слоем. Сухая кисть работает, но только если очень сухая )

16. Fabriano, Artistico, 100% cotton, satin, 300g

Легко рисовать мелкие элементы, но "зуба" совсем нет и сухая кисть не работает. Снимать влажную краску можно. Сохнет равномерно. Слоить - ОК, но не очень много.

17. Fabriano, Artistico, 100% cotton, fin, 300g

Слои - сколько угодно. Соскоблить легко, если вовремя. Сухая кисть работает прекрасно. Эта бумага особенно хороша для больших форматов, а для таких набросков небольшого размера надо меньше деталей. Тонкий ровный край как на satin здесь получить сложно.

18. Canson, Montval, 0% cotton, fin, 300g

Бумага гладкая, но сухая кисть немного работает. Маску держит хорошо, даже мелкие брызги. Соскребать ОК, но надо вовремя. Слоить не надо особо. Провоцирует писать легко и свободно импровизировать )

19. Canson, Montval, 0% cotton, snowy grain, 270g

Грязнит уже в первом слое, если лишний раз мазнуть кисточкой. Соскабливается хорошо, если еще немного влажно. Сухая кисть не цепляет.

20. Canson, Moulin du Roy, 100% cotton, satin, 300g

Долго не сохнет, видимо плохо впитывает. Поэтому легко соскоблить еще сырую краску. Слоить можно - не грязнит. Текстура никакая, гладенькая.

21. Canson, Moulin du Roy, 100% cotton, fin, 300g

Вязкая бумага. Впитывает краску не очень - в результате краска лежит тонко на поверхности и не очень прозрачна. Снимается легко, и сухая и еще влажная.

22. Canson, Fontenay, 100% cotton, torchon, 300g

Впитывает и не отпускает воду, но зато есть много времени писать по мокрому. Сухая кисть работает как надо - на такой то текстуре! Соскабливать непросто. Если нужно оставить незакрашенные места, то лучше использовать маску - она ложится ровно и под себя не пускает.

23. Arches, 100% cotton, satin, 300g

Слоить можно много. Края точные, но не очень рваные, ровно как и сухая кисть. Соскабливание влажной краски не очен, а вот сухую снять легко.

24. Arches, 100% cotton, fin, 300g

Подходит для любого сюжета. Одинаково хорошо рисовать мелкие детали и большие пятна. Впрочем, что уж тут говорить - самая привычная бумага! )

25. Arches, 100% cotton, torchon, 300g

Впитывает воду равномерно и надолго. Сохнет предсказуемо и на еще мокрую бумагу можно добавлять густо краску, чтобы получить красивые переходы. Сухая кисть - идеально!